- ГОСТ 34919-2022 "Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров";
-
ГОСТ 34920-2022 "Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров".
Действие стандартов распространяется на системы наружного освещения объектов улично-дорожной сети, устанавливаемых в пределах городских и сельских населенных пунктов. Положения определяют порядки расчета нормируемых параметров.
В документах определены правила измерения нормируемых параметров и характеристик, которые могут быть осуществлены стационарным или мобильным способом.
Нововведения устанавливают требования безопасности, которые должны быть соблюдены в процессе измерения яркости и/или освещенности на проезжей части дорог:
- Действия должны быть согласованы с органами, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- В случае необходимости место ограждается временными техническими средствами организации движений;
- Соблюдение инструкций по охране труда специалистами, выполняющими измерения;
- Наличие спецодежды у специалистов, проводящих измерения.
Новые стандарты устанавливают строгие условия проведения измерений, которые проводятся при влажности, не превышающей 90%. Отсутствие задымления и атмосферных осадков – обязательное явление. Измерительные приборы, применяемые для измерения на открытом воздухе, при температурах, значения которых выходят за пределы рабочих температур устройств, размещаются в специальных боксах, оснащенных функцией термостатирования.
В соответствии с новыми правилами температура измеряется в начале измерений и в конце. В случае несоответствия значений установленным нормам, результаты считаются не соответствующими условиями проведения исследований.
Все факторы, которые создают посторонний свет, фиксируются в протоколе измерений.
Определяются подробные требования к порядкам выполнения измерений.
Средства измерений и вспомогательное оборудование – основные требования
Измерение яркости, освещенности и коэффициента пульсации производится с помощью поверенных или калиброванных приборов. Суммарный предел допускаемой погрешности не может превышать 10%. Процедуры инспекционного контроля и мониторинга позволяют использовать в работе калиброванные средства контроля.
Особенности подготовки и проведения измерений
Яркость дорожного покрытия измеряется на участке, расстояние которого обеспечивает стандартные условия для наблюдения всех установленных точек измерения. Имеют значение особенности расположения опор освещения.
Стационарный и мобильный способы измерения параметров яркости дорожного покрытия имеют некоторые отличия. При стационарном способе используется люксметр, при мобильном – применяются приемники оптического излучения.
Полуцилиндрическая освещенность приводится прямым методом при помощи люксметра.
Обработка результатов измерений
Значения нормируемых параметров яркости определяются по результатам проведенных измерений распределения яркости относительно каждой полосы движения – поочередно. В случае невозможности одновременного измерения дороги при помощи фотографического якометра, допускается расчет средней яркости.
- Точность результатов измерений обеспечивается соблюдением нескольких условий:
- Строгое следование положений представленного стандарта;
- Проведение оценки метрологических параметров средств измерений.