Лучшему обеспечению и использованию средств малой механизации, механизированного строительно- монтажного инструмента, технологической оснастки отвечает создание в строительно-монтажных организациях соответствующих участков по их формированию, пополнению, ремонту и техническому обслуживанию. Указанные участки являются внутренними обслуживающими подразделениями строительно-монтажных организаций, хотя могут при большом спросе на их услуги создаваться и как самостоятельные хозяйственные единицы, действующие на основе заключения и выполнения обязательств по договорам услуг. Помимо формирования парка и технологических комплектов средств малой механизации, инструмента, оснастки часть из них занимается изготовлением, например, металлических лесов, других средств подмащивания, инвентарных ограждений, строительного инвентаря, закладных деталей и др.
Строительно-монтажные организации в наибольшей степени пользуются услугами предприятий автомобильного, железнодорожного, водного, (реже воздушного) транспорта. Обслуживание их транспортными организациями в этом случае осуществляется на основе заключения и реализации договоров транспортных услуг. Вместе с тем крупные и средние строительно-монтажные организации могут иметь в своем составе собственные автотранспортные организации. Реже они организуют при осуществлении крупных строек собственные железнодорожные хозяйства и подразделения речного транспорта.
Собственные участки и подразделения связи строительно-монтажные организации создают при отсутствии в районах строительства постоянной телефонной связи общего пользования и в районах специфического рассредоточенного строительства. В связи с появлением мобильной телефонной связи необходимость в организации собственной связи отпадает. Собственную связь организуют, в частности, организации по прокладке магистральных трубопроводов, причем в кооперации с организациями по их эксплуатации.
Подразделения по санитарному обустройству строительных площадок организуют, как правило, только крупные строительно-монтажные организации. На такие подразделения возлагается собственное изготовление и покупка инвентарных санитарно-бытовых помещений и устройств, их установка на строительных площадках, ремонт после демонтажа. В ряде крупных организаций в обязанность этих подразделений вменяют и текущую эксплуатацию, и содержание санитарно-бытовых городков на строительных площадках. Работают эти подразделения на основе внутренних хозяйственных взаимоотношений.
Организация механизации строительства и эксплуатации строительных машин.
Парк машин, применяемых в строительстве, и оценка его состояния.
Парк строительных машин. Строительное производство в настоящее время достаточно высоко механизировано. Без применения мощной строительной техники современное строительство невозможно. В распоряжении отечественных подрядных строительных организаций, а также строительных подразделений предприятий и организаций других отраслей экономики находится большое количество машин:
- для разработки, перемещения и уплотнения грунта; выполнения работ по монтажу строительных конструкций, технологического оборудования;
- механизированной укладки трубопроводов, подземных кабелей; выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- механизированного нанесения штукатурки и затирки оштукатуриваемых поверхностей, для механизированной окраски поверхностей красками, раскроя строительных материалов и т.д.
Кроме того, в строительстве используется еще и большое количество механизированного строительно-монтажного инструмента.
Наличие основных строительных машин в России характеризуется данными, приведенными в табл. 13.1, из которой видно, что за последнее пятилетие количество строительных машин, находящихся непосредственно в крупных подрядных строительно-монтажных организациях, уменьшилось в среднем примерно в два раза. Вместе с тем следует иметь в виду, что часть строительных машин, используемая в сфере строительного бизнеса при производстве строительно-монтажных работ, находится в собственности хозяйственно обособленных самостоятельных лизинговых компаний, различных машинопрокатных баз и организаций, а также в организациях и предприятиях нестроительного профиля.
Транспортное хозяйство.
В ПОС необходимо предусматривать временное транспортное хозяйство, которое включает автодороги, железнодорожные пути.
Временные автодороги на строительной площадке в основном подразделяются на два типа в зависимости от назначения и интенсивности движения: магистральные и подъездные.
К магистральным автодорогам относятся автодороги с интенсивностью движения автотранспорта в двух направлениях от 200 до 1000 машин в сутки, по которым производится основная перевозка грузов.
К подъездным автодорогам относятся автодороги с интенсивностью движения автотранспорта в одном направлении менее 15 автомобилей в час и по которым доставляются грузы к строящимся объектам.
В зависимости от интенсивности движения, типа и массы автотранспорта, местных условий применяются следующие виды автодорог: грунтовые профилированные; грунтовые профилированные с улучшенной проезжей частью; с камневидным покрытием; с покрытием из сборных железобетонных плит (с учетом не менее трехкратной оборачиваемости), монолитного железобетона или асфальтобетона.
Для подъездных автодорог применяются в основном грунтовые профилированные с улучшенной проезжей частью, т.е. укрепленной шлаком, гравием, а также дегтевым или битумным вяжущим веществом.
Внутрипостроечные автодороги проектируются с учетом максимального использования трасс строящихся постоянных автодорог. В этом случае строительство автодорог осуществляется в две стадии:
- возводится дорожное основание по основному проекту с устройством временного покрытия;
- перед сдачей автодороги заказчику производится ремонт основания и устраивается покрытие по основному проекту.
Оценка состояния парка строительных машин. Состояние парка строительных машин характеризуется:
- структурой;
- уровнем физического износа;
- уровнем морального износа.
Структура парка строительных машин — это его состав по типам и номенклатуре машин, их мощности, грузоподъемности, производительности.
Для осуществления различных видов строительства и строительно-монтажных работ требуется соответствующий набор и номенклатура машин. Так, в жилищно-гражданском строительстве при возведении надземной части домов в наибольшей степени применяются башенные краны, а для подачи мелкоштучных материалов на этажи используются мачтовые подъемники. В промышленном строительстве при монтаже 'строительных конструкций в большей мере используются стреловые краны на гусеничном или пневмоколесном ходу. При производстве больших объемов бетонных работ используются автобетононасосы. При монтаже конструкций овощехранилищ, животноводческих помещений в сельском строительстве чаще применяются автомобильные краны. В трубопроводном строительстве основным типом применяемых машин являются трубоукладчики и т.д.
В настоящее время в промышленном строительстве в большем объеме производятся реконструктивные работы в стесненных условиях внутри цехов, в межцеховом пространстве, где применение машин большой мощности и производительности весьма ограничено, да и не рентабельно. В жилищном строительстве увеличивается доля строительства малоэтажных домов, в том числе коттеджного типа. В связи с этим увеличивается необходимость в малогабаритных машинах и механизмах меньшей мощности, грузоподъемности. Также увеличивается объем работ по ремонту зданий и сооружений, при котором используются другие механизмы: телескопические вышки на автомобильных шасси, краны-деррики и др.
Строительные машины по мере их эксплуатации физически изнашиваются, а потому необходимо постоянное обновление их парка путем списания негодных к эксплуатации строительных машин и приобретения на замену им новых. В качестве основного показателя, характеризующего степень физического износа парка строительных маши н, используют коэффициент Кф.и, рассчитываемый по формуле:
Где Со – общая суммарная первоначальная стоимость строительных машин по балансу; А – фактически начисленная сумма амортизации на весь парк машин.
При замене ранее применявшихся строительных машин на новые руководствуются критерием снижения суммарных издержек на заработную плату рабочих и на эксплуатацию строительных машин в составе себестоимости строительно-монтажных работ. Но одновременно учитывают возможность ускорения сроков выполнения работ и на этой основе — снижения постоянных издержек производства.
Определение потребности в строительных машинах и показатели их использования
Определение потребности в строительных машинах. Состав парка и количество строительных машин, необходимых для выполнения соответствующего объема строительно-монтажных работ, определяют следующими способами.
При определении потребности в строительных машинах на строительство крупных промышленных комплексов или больших районов застройки в составе проектов организации строительства она рассчитывается по нормативному усредненному показателю на 1 млн р. сметной стоимости подлежащих выполнению строительно-монтажных работ по формуле
Mi = mi VK кл
где Мi — количество потребных строительных машин i-й группы; mi — норма потребности i-й группы машин на 1 млн р. сметной стоимости строительно-монтажных работ в единицах главного параметра или штуках; V — объем строительно-монтажных работ, подлежащий выполнению; Ккл— коэффициент, учитывающий природно-климатический район строительства.
Потребность в основных строительных машинах и транспортных средствах должна определяться на основе физических объемов работ и грузоперевозок, а также фактической (директивной) выработки машин и механизмов, принимаемой по отчетам строительно-монтажной организации за истекший год (форма № 1-НТ) и производственного автотранспортного управления.
При определении потребности в машинах и механизмах для производства земляных работ составляются ведомости объемов работ с распределением их по годам строительства и способам механизации.
Расчет потребной мощности токоприемников
Потребность в машинах и механизмах для производства земляных работ
Форма 1
Объемы земляных работ с распределением по годам строительства
№ п.п. | Земляные работы | Объем работ | |||||
единица измерения | количество | Распределение по годам строительства | |||||
1-й | 2-й | 3-й | и т.д. | ||||
1 | Срезка растительного слоя | м3 | |||||
2 | Вертикальная планировка: | ||||||
выемка | » | ||||||
насыпь | » | ||||||
3 | Разработка грунта в котлованах и траншеях | » | |||||
4 | Устройство обратных засыпок котлованов и транше | » | |||||
5 | Устройство грунтовых подушек | » | |||||
6 | Устройство дренажных засыпок | » | |||||
7 | Устройство выемок под автодороги и железнодорожные пути | » | |||||
8 | Устройство насыпей под автодороги и железнодорожные пути | » |
Примечание. Земляные работы определяются в зависимости от особенностей строительной площадки.
Форма 2
Объемы земляных работ с распределением по механизмам
№ строки | Земляные работы | Объем работ | Распределение механизмов | ||||||||
единица измерения | количество | экскаваторы | бульдозеры | скреперы | моторные и пневмоколесные катки | ||||||
% общего объема | количество | % общего объема | количество | % общего объема | количество | % общего объема | количества | ||||
1 | Срезка растительного слоя | м3 | |||||||||
2 | Вертикальная планировка: | ||||||||||
выемка | » | ||||||||||
насыпь | » | ||||||||||
3 | Разработка грунта в котлованах и траншея | » | |||||||||
4 | Устройство обратных засыпок котлованов и траншей | » | |||||||||
5 | Устройство грунтовых подушек | » | |||||||||
6 | Устройство дренажных засыпок | » | |||||||||
7 | Устройство выемок под автодороги и железнодорожные пути | » | |||||||||
8 | Устройство насыпей под автодороги и железнодорожные пути | » |
Расчет общей вместимости ковшей экскаваторов в год qэ, м3, производится по формуле
qэ = Vэ /(Hэ K2 K1) (1)
где Vэ - общий объем земляных работ, выполняемых одноковшовыми экскаваторами в каждом году строительства, тыс. м3;
K1 - коэффициент, характеризующий продолжительность работы в течение года;
K2 - коэффициент, характеризующий планируемый рост выработки механизмов;
Нэ - норма годовой выработки одноковшовых экскаваторов, тыс. м3, на 1 м3 вместимости ковша в год.
Коэффициент K1 может быть определен из выражения K1 = n/12, где п - число месяцев работы механизма в году, а 12 - число месяцев.
Коэффициент K2 может быть принят 1,03 - 1,05.
Требуемое количество экскаваторов определяется дифференцированно, в зависимости от вместимости ковша (0,25; 0,4; 0,65; 1,0; 1,25 м3) и с учетом глубины котлованов, объемов работ и общей вместимости ковшей qэ.
Расчет количества бульдозеров q6, шт., ведется по формуле
q6 = V6/(H6 K2 K1) (2)
где Vб - общий объем земляных работ, выполняемых бульдозерами в год, тыс. м3;
Нб - норма годовой выработки бульдозера, тыс. м3 на 1 механизм в год.
Расчет общей вместимости ковшей скреперов в год qс, м3, производится по формуле