–Виктор, спасибо, что встретились с нами. Как давно вы занимаетесь домами из клееного бруса?
–Спасибо за внимание нашей компании. Скоро будет 8 лет с тех пор, как начали подготовку к производству.
–До этого вы занимались бизнесом?
–Мы с друзьями организовывали предприятие по изготовлению тротуарной плитки, затем пенобетонных блоков. Бизнес прибыльный, но иногда сложность состоит в поиске покупателя. Товар не выгодно перевозить на дальние расстояния: так повышается цена, и закупщик стремится рассматривать ближайшие точки. Это распространенный бизнес: небольшой цех, бетономешалка и пара машин, а также стеллажи для просушки, не нужно тратиться на серьезное оборудование. У нас такой бизнес окупался за 3-4 месяца и давал постоянный доход.
–Почему вы перешли на строительство домов?
–Всегда была мечта создавать что-нибудь для людей, и меня с детства вдохновляла стройка.
–На какой капитал вы организовали новое производство?
–Основными вложениями было то, что удалось скопить на производстве блоков, плюс взяли кредит. Капитал на все оборудование для просушки и профилирования бруса, прессы и погрузчик может варьироваться от 10 до 20 млн. рублей. Это не считая строительного инструмента.
–Почему вы не стали возводить дома сразу из блоков? Завод уже готов – так было бы легче организовать производство.
–Мы осмотрелись среди конкурентов и поняли, что нам не удастся занять свою нишу среди всех предложений. Пеноблоки – это бюджетный материал и сложно выиграть только за счет повышенного качества компонентов. Чтобы как-нибудь выделиться, нам бы потребовалось найти особые решения, которые могли и не сработать у аудитории, удовлетворенной имеющимися предложениями. Идти ва-банк мы не собирались. Все же главное заключается в том, что мы хотели выйти на новый уровень и предложить что-то более совершенное, натуральное.
–Как было принято решение о домах из бруса?
–Мы заказали маркетинговое исследование, и, оказалось, что сэндвич-панелям SIP наши граждане доверяют мало, а брус ассоциируется с народным деревянным зодчеством. В то же время интерес к самому процессу сборки, похожему на игру в конструктор, заставляет людей чувствовать, что они принадлежат к миру высших технологий. Дома из клееного бруса собирают круглый год, поэтому спрос не подвержен сезонным колебаниям. Стройка идет быстро, а отделку заказывают по желанию.
–Ваши первые действия по развитию бизнеса?
–Искали поставщиков древесины и собирали завод. На самом деле гораздо проще поставить производство клееного бруса, если имеется лесозаготовительная база. К тому же так лучше для конечного клиента: можно предложить услуги дешевле, если дерево свое. Мы рассматривали разные варианты, но остановились на том, что сырье закупаем у поставщика. Издержки на транспортировку оказались для нас меньшими, чем затраты на организацию базы. Но мы рассматриваем такой вариант. Сейчас же мы отдали предпочтение современным сушкам, это важный этап при подготовке брусьев, чтобы гарантировать прочность материала. Ну а поставщик нашелся в удобном для нас месте, где недалеко оказались подходящие склад и цех под аренду.
–А как поставили строительство домов?
–Мы решили строить дома на продажу: так гораздо проще начать дело, чтобы уже иметь готовые экземпляры для демонстрации клиентам и дать рекламу. После этого приток заявок образовался сам собой. Даже покупая участок и выстраивая дом за свой счет, можно получать около 30% прибыли со сделки. Все-таки, мы успели попасть в поток, когда технология клееного бруса все еще вызывала любопытство, первые ассоциации о повышенном комфорте, престиже, и мы, я надеюсь, эти ожидания оправдали.
–Что вы чувствовали, когда начинали первый дом, ведь до этого вы специализировались на продукции? Что самое главное, когда начинаешь делать что-нибудь впервые?
–Мы были уверены в результате, потому что нам удалось найти хорошую, опытную бригаду строителей. Контролирует процесс и логистику Руслан, один из соучредителей, Олег занимается проектированием и согласованием, ну а я отвечаю за цикл производства бруса. Впрочем, мы всегда решаем вопросы вместе, и я считаю, что крепкая команда – это уже половина успеха и однозначная победа.
Глядя на дело Виктора и его друзей, Руслана и Олега, становится ясно, что секрет долгосрочного и уверенного бизнеса состоит в сплоченности, доверии экспертам, контроле за каждым пунктом и вере в то, что любое начинание должно служить людям.